Советы начинающему бизнесмену, или регистрируем предприятие

Каждый начинающий бизнесмен приходит к моменту открытия собственного дела. При этом, перед ним встает вопрос — стоит ли стать учредителем и зарегистрировать фирму, а может быть просто зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Подобные вопросы иногда возникают и у бизнесменов «со стажем». В этой статье мы попробуем разобрать основные плюсы и минусы каждой из форм регистрации. Прежде чем отдать предпочтение какой-либо форме, следует помнить: Индивидуальный предприниматель — это в некотором роде «промежуточная» форма между юридическим и физическим лицом. То есть, не являясь юридическим лицом — предприниматель несет полную личную ответственность за организацию бухгалтерского учета, за расчеты с поставщиками, за уплату налогов, за обеспечение соблюдения трудового законодательства, за соблюдение наемными работниками всех требований действующего законодательства. Существует заблуждение, что если предприниматель наймет директора, то большая доля ответственности ляжет на директора. Отнюдь, индивидуальный предприниматель продолжит нести свою индивидуальную ответственность, а назначенный директор — будет отвечать только перед его работодателем, т.е. индивидуальным предпринимателем. Кроме того, следует помнить, что индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Конечно, все перечисленное выше, безусловно — минусы. А теперь, что касается плюсов. Основных, пожалуй, два — это отсутствие лимита по расчету наличными денежными средствами (при расчетах между юридическими лицами — 60000 руб.), отсутствие необходимости установления лимита кассы (при неустановленном лимите для юридических лиц — он равен нулю), представление в налоговый органы декларации по расчету НДФЛ один раз в год. При этом, надо отметить, что это касается только тех предпринимателей, которые работают с применением обычного режима налогообложения. Основные плюсы, увы, на этом заканчиваются. Обращаем Ваше внимание на то, что сроки и объем представляемой отчетности в налоговые органы аналогичны срокам и объему у юридических лиц. И только отчетность по единому социальному налогу и в фонд социального страхования не представляется, если у предпринимателя нет, в течение всего налогового периода, работников. Теперь остановимся на плюсах и минусах регистрации юридического лица. Первое, что отличает предприятие от индивидуального предпринимателя, по сути, это то, что у любого общества есть уставный капитал. Таким образом, еще на этапе регистрации учредители должны внести определенный ими уставный капитал (не менее 50% на дату регистрации). Безусловно, это вряд ли можно отнести к плюсам, ведь деятельность начнется после регистрации, а деньги нужно «отвлечь» уже сегодня. Но, справедливости ради, отметим, что в настоящее время минимальный уставной фонд равен 10000 руб., и, как следствие, если уж Вы собрались открывать свое дело, то внесение 5000 руб. на этапе регистрации — не очень большая сумма. При этом, при учреждении предприятия учредители отвечают перед кредиторами суммой средств, в пределах уставного капитала. В рамках одного юридического лица может выступать несколько учредителей. Это позволяет консолидировать возможности учредителей, и иметь хороший производственный потенциал. Кадровые вопросы предприятия так же решаются значительно проще, чем в рамках индивидуального предпринимателя. С точки зрения бухгалтерского учета и предоставляемой в налоговые органы отчетности, как правило, предприятие имеет большую нагрузку, но это мало отражается на суммах платежей в бюджет по сравнению с индивидуальным предпринимателем при прочих равных условиях. Итак, Вы приняли решение о форме регистрации. Одной из составляющих процесса регистрации является уплата пошлины за регистрационные действия. Согласно статье 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации «Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий» государственная пошлина уплачивается за: государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, — 2 000 рублей; государственную регистрацию политической партии, а также каждого регионального отделения политической партии — 1 000 рублей; государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, — 400 рублей; государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя — 400 рублей. Ну а если регистрируется государственное или муниципальное унитарное предприятие, учреждение. Нужно ли уплачивать государственную пошлину? Льготы по уплате государственной пошлины, на основании статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляются только органам государственной власти, органам местного самоуправления — за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций. В соответствии со статьей 9 Закона № 129-ФЗ заявление, представляемое в регистрирующий (налоговый) орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица. Такими уполномоченными лицами могут являться учредитель юридического лица при его создании, руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица, руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица, или иное лицо, действующее на основании полномочия. Иными словами, если уполномоченным лицом при государственной регистрации унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения будет являться уполномоченное лицо его учредителя — органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственная пошлина не взимается. В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон № 161-ФЗ) унитарное предприятие возглавляет руководитель (директор, генеральный директор), назначаемый на эту должность органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом по управлению государственным имуществом. Руководитель действует без доверенности от имени предприятия, представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством. В то же время руководитель унитарного предприятия не уполномочен выступать в качестве заявителя при государственной регистрации создания юридического лица. Таким образом, если уполномоченным лицом при государственной регистрации унитарных предприятий является руководитель юридического лица, в регистрирующий (налоговый) орган представляется документ об уплате государственной пошлины. А вот если уполномоченным лицом при государственной регистрации является лицо, действующее на основании приказа или иного акта органа государственной власти или местного самоуправления, государственная пошлина не взимается. Заполняя платежный документ на уплату пошлины следует обратить внимание на следующее: при заполнении показателя «Примечание» платежного документа, а также при заполнении показателя «Наименование платежа» необходимо указывать «Государственная пошлина за государственную регистрацию (создания, внесения изменений в учредительные документы, реорганизации, ликвидации, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) (наименование юридического лица, Ф.И.О. физического лица)». Например, «Государственная пошлина за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы ООО «Пчелка». В самом начале пути следует определиться, кто будет учредителем, чем будет сформирован уставный капитал. Все эти вопросы решают еще до фактического начала регистрации. Отметим, что в соответствии с действующим законодательством объявленный уставный капитал должен быть сформирован не меньше, чем на 50% на момент государственной регистрации. Это значит, что если вклад в формирование уставного капитала предусмотрен денежными средствами — необходимо открыть накопительный счет еще до момента даты государственной регистрации. Поэтому, первое, что нужно сделать — это подготовить полный комплект учредительных документов (устав и протокол (решение, если учредитель в единственном лице). Затем в банк необходимо предоставить комплект учредительных документов и внести денежные средства. Для государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы. 1. Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме № Р11001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации к от 19 июня 2002 г. N 439 (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.12.2005 N 760) 2. Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии). 4. Документ об уплате государственной пошлины. В соответствии с приказом Управления МНС России по г. Москве от 29.09.03 г. № 257 функции по государственной регистрации юридических лиц при их создании с одновременной постановкой на налоговый учет в г. Москве возложены на Межрайонную инспекцию МНС России № 46 по г. Москве. Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются следующие документы. 1. Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме № Р21001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 № 110) 2. Документ об уплате государственной пошлины. Итак, Вы прошли первый этап регистрации, получили свидетельства о постановке на налоговый учет. Что дальше? Одним из этапов регистрации является изготовление печати. А какой будет эскиз и нужно ли его регистрировать, ведь печать — важнейший атрибут организации? Обязано ли общество с ограниченной ответственностью при его создании регистрировать эскиз печати? Отметим, что общество обязано иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Однако, действующим законодательством не предусматривается какая-либо процедура регистрации эскиза печати при создании общества с ограниченной ответственностью. Изготовить печать Вы можете в любой специализированной организации. Получив печать и получив коды статистики (в настоящее время коды выдают в налоговой инспекции вместе с комплектом учредительных документов при регистрации) нужно открыть расчетный счет. Отметим, что в настоящее время в Москве при регистрации налоговая инспекция сразу выдает и коды статистики и извещения страхователя по внебюджетным фондам. Если же этих документов не будет в комплекте, то постановку на учет во внебюджетных фондах необходимо пройти самостоятельно. Важным моментов при регистрации и последующем является юридический адрес и место фактического расположения фирмы. В идеале, адрес, указанный в учредительных документах и фактический — должны совпадать. В соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения адреса указанного в документах, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. Отметим, что пунктом 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти МРОТ. Так же, статьей 19.7 КоАП РФ установлено, что непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 19.8, 19.19 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех МРОТ; на должностных лиц — от трех до пяти МРОТ; на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти МРОТ. Генеральный директор ООО «ПроАудит» Бакина С.И.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *